Сообщение на тему.

«Домашние задания на уроках рисунка

в 1 - м классе ДХШ».

Автор: Паскаль Еена Владимировна, преподаватель ДХШ.

 

План сообщения.

1. Введение в тему. Эффективность образовательного процесса и роль домашних заданий  на уроках рисунка в ДХШ.

2. Основной раздел. Описание и  разбор домашних заданий по рисунку в первом классе ДХШ.

3. Заключение. Влияние домашних заданий на рост знаний , умений и навыков учащихся.

 Раздел 1. Введение.

Рисунок является, как мы знаем, фундаментом реалистического искусства. А рисование с натуры, чему мы учим детей в художественной школе, можно считать основой этого реалистического рисунка.

В ходе выполнения заданий по рисунку на уроках педагог развивает глазомер, упражняет руку, зрительную память, наблюдательность, умение передавать объем предметов , их пропорции , пространство и многое другое. Обучая детей только раз в неделю на уроках рисунка всем этим знаниям и навыкам, мы очень медленно продвигаемся вперед по пути знаний , ведь за неделю учащиеся просто забывают, чему их учили на уроке.  Тогда учителю приходится начинать объяснение заново еще и еще раз, и процесс обучения становится неэффективным.

Для того, чтобы определенные знания и умения закрепить в сознании детей, необходимо выполнять домашние упражнения по каждой изучаемой теме рисунка. Это понимает каждый учитель в школе. Ведь информация , которая дается на уроке- это своего рода инструмент, который необходим учащимся, чтобы действовать. Но результаты владения этой информацией появляются только тогда, когда ее чаще применяют на практике. Например, чтобы совершить серьезное и длительное путешествие в горы, нам понадобиться много тренироваться на менее сложных маршрутах, а не сразу идти в горы на трудный перевал. Вот так и в рисунке необходимо тренироваться как можно больше на небольших заданиях, чтобы в старших классах можно было бы рисовать сложные постановки и выполнить творческую дипломную работу. Эту возможность и дает учащимся выполнение домашних работ.

Овладеть навыком- это не то же самое, что обладать знанием. Практика должна стать неотъемлемой частью процесса обучения. Поэтому так важны домашние задания , в которых учащиеся отрабатывают , закрепляют умения и навыки, знания, полученные на уроках рисунка.

Дети не всегда могут правильно выполнить домашнее задание и не потому что они ленивы или что-то прослушали на уроке, а потому что они не представляют конечного результата своих усилий. Для этого учителю необходимо самому нарисовать все домашние задания , а затем показывать их учащимся. Ученик будет видеть, как  задание будет выглядеть «в идеале». Учителю также необходимо обратить  внимание детей на какие-то особые моменты в ходе выполнения работы, ведь учитель, сам выполнивший работу, знает, куда и как направить ученика. Тогда ученик свободно выполнит домашнее задание и эффективность выполнения его будет гораздо выше.

Когда мы чему-то учимся, повторяемые действия закрепляются в памяти. Мы начинаем более эффективно использовать новую информацию и выполнять поставленные задачи. Вот почему так полезны и необходимы домашние задания .

Рассмотрим еще один важный момент. Преподаватель не всегда доволен качеством выполненного домашнего задания. Конечно, причины этого бывают разные: небрежность и необязательность учащегося, лень , способности и т. п. Но иногда причиной этого может быть то, что учащийся не получил достаточно ясных инструкций по выполнению задания. Поэтому учитель обязан изложить четко задачи, способ выполнения задания, этапы. Перед тем , как дать домашнее задание детям, учитель сам должен продумать задание, определить  возможные сложности и недостатки в работе и это все предупредить, дать по возможности , четкую инструкцию по ходу  выполнения домашней работы.

Конечно же, учитель обязан помнить возрастные особенности класса. Учесть, что у детей бывает разная мотивация в выполнении заданий, внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация гораздо глубже, чем внешняя. Для учащихся с внутренней мотивацией можно иногда давать работу над своим собственным заданием, индивидуальным .Для учеников с внешней мотивацией надо постараться найти  внутренние факторы мотивации, найти связь задания с пользой в реальной жизни, показать им , как справиться с раздражением , с трудностями. Учитель должен избегать пространных объяснений и рассуждений, привести примеры , которые связаны с жизненными ситуациями, выделить и удалить все лишнее из задания. Надо постараться задействовать уже имеющиеся знания .Надо постараться обеспечить успех детям на первых этапах , чтобы они не боялись критики.

Учителю необходимо помнить, что учащиеся –это не вы, не требовать у них выполнения домашней работы на вашем уровне. Не  стоит также требовать от всех детей одинакового уровня выполнения задания, одинакового уровня мотивации и внимания. Картина мира у другого человека будет отличаться от вашей. Надо помнить, что если у вас много знаний  и есть в голове правильная картинкам, то у учащихся , скорее всего, этого нет. Поэтому разговаривайте с учащимися, используйте образы и аналогии, расскажите историю интересную, и тогда учащиеся сами расскажут вам, как все есть на самом деле, а не как должно быть.

Не определив направление, нельзя  проложить четкий путь и провести по нему других. Будьте конкретнее в формулировке темы , задания. Чем конкретнее цели, тем более эффективным окажется процесс обучения. Когда вы четко формулируете цели обучения. Вы представляете себе ясно направление обучения, представляете, что надо , а что не надо при этом делать.

 

Раздел 2. Основная часть. Описание и разбор домашних работ по рисунку в первом классе ДХШ.

В данном разделе дано описание домашних работ по всем темам рисунка на уроках в первом классе .Рисунки выполнены преподавателем. Разобраны основные трудности ,этапы  и особенности домашних работ.

 1.Тема: Линия , штрих, пятно- выразительные средства рисунка.

Домашнее задание: формальная композиция из линий, штрихов и пятен в прямоугольнике 20 на 15 см. Ф.а4, карандаш В3.

Для выполнения композиции начертить под линейку прямоугольник 20 на 15 см мягким карандашом. Затем без помощи линейки провести прямые и скругленные линии различного нажима и толщины. При их пересечении образуются многоугольники. В этих многоугольниках красиво разместить темные пятна так , чтобы пятна оказались ближе к центру прямоугольника. Кое-где можно добавить штриховку в пустых многоугольниках, так , чтобы зрительно ощущалось равновесие .Темные пятна –это пятна, заполненные плотной штриховкой или тушевкой.

soobshch.-paskal-ris-1.jpg

 

2.Тема: зарисовка с натуры ветки растения.

Домашнее задание: зарисовка ветки комнатного растения (ф.а4, гелиевая ручка). 

Выполнение рисунка гелиевой ручкой увеличивает интерес к выполнению рисунка. Зарисовка  выполняется с помощью линий, штрихов и пятен, полученных густым наложением штриховки. С краев формата обязательно оставляем свободное место, чтобы рисунок красиво располагался в центре листа и не был слишком большим или маленьким. Обратить особое внимание на изгибы и повороты листьев в пространстве. Нарисовать их линиями различной толщины и нажима. 

soobshch.-paskal-ris-2.jpg

3.Тема. Симметрия и асимметрия.

Домашнее задание: рисунок пера птицы (две зарисовки, ф.а4, гелиевая ручка или мягкий карандаш В3).Возможны зарисовки листьев деревьев. 

Рисунки  пера птицы расположены в центре формата, можно на разных уровнях. Наметить центр симметрии, нарисовать перо с маленькими  волосками, отметить, что они не расположены идеально симметрично. В природе вообще почти нет идеально симметричных форм, обязательно имеются небольшие отклонения от симметрии, ведьприрода живет и движется.  Линии рисунка также  должны быть разнообразными и живыми. 

soobshch.-paskal-ris-3.jpg

 

4.Тема. Понятие «тона» в рисунке.

Домашнее задание: выполнение штриховки различного тона в 4х квадратах 5 на 5 см, деление отрезка на 3 и 5 равных частей, выполнение геометрического орнамента со штриховкой на 4 тона в квадрате 15 на 15 см.

1)Начертить 4 квадрата 5 на 5 см. Первый квадрат, светлый по тону, заштриховать вертикальной штриховкой в один слой. Второй квадрат, более темный по тону, штрихуется штрихом также в один слой, но с сильным нажимом. Третий квадрат- диагональная штриховка в один слой, квадрат светлый. Четвертый квадрат- темный, штриховка диагональная в два слоя. Обращается внимание, что различие по тону можно получит двумя способами: с помощью сильного нажима и мягкого карандаша, а второй способ- с помощью многослойной штриховки.

2)Отрезки берутся произвольной длины и делятся на глаз на три и пять равных частей. Затем можно проверить правильность деления  с помощью карандаша или листка бумаги. 

3)Орнамент выполняется в квадрате 15 на 15 см. с помощью линейки чертится любой геометрический орнамент. Треугольники и квадраты , составляющие орнамент, штрихуются на 4 тона так, чтобы рядом лежащие фигуры не были одинаковыми по тону.

soobshch.-paskal-ris-4.jpg

 

5.Тема. Визирование. Пропорции предметов.

Домашнее задание. Рисунок книги и тетради разных пропорций и разного тона. 

Выбрать для рисунка однотонную светлую тетрадь и более темную однотонную книгу. Расположить их на одной горизонтальной линии так, чтобы тетрадь немного заходила на книгу. Построить сначала прямоугольник книги, затем, прямоугольник тетради. Заштриховать тетрадь и книгу штрихами в одном направлении, но разного тона. Светлую тетрадь можно заштриховать одним слоем штрихов, темную книгу –двумя или тремя слоями штриховки. Затем контуры тетради и книги немного выделить. Обращаем внимание на композицию листа. 

soobshch.-paskal-ris-5.jpg

 

6. Тема. Закрепление понятия «тона». Тональные растяжки.

Домашнее задание. Тональная растяжка на 4 тона (ф.а4. кар.).

Чертим по линейке прямоугольник 20 на 5 см. Делим его на 4 равных части. Получаем 4 квадрата 5 на 5 см. Заштриховываем квадраты в одном направлении с постепенным усилением тона в каждом последующем квадрате. Усиление тона производится путем многослойного нанесения штриховки. Угол между различным направлением штрихов желательно держать 30-40 градусов. 

Следующее задание –выполнение геометрического орнамента на 4 тона. Чертится квадрат 15 на 15 см. Делится на одинаковые части каждая сторона квадрата и проводятся линии, квадрат разбивается на треугольники и маленькие квадраты, рисунок создается произвольно. Затем наносится штриховка на каждую геометрическую фигуру, чтобы получился орнамент( штриховка выполняется на 4 тона).Рядом лежащие геометрические фигуры не должны быть одного тона.

soobshch.-paskal-ris-6.jpg

soobshch.-paskal-ris-7.jpg

7. Тема. Простой натюрморт их двух предметов на различный тон. 

Домашнее задание. Натюрморт из двух простых предметов без объема ( плоскостное изображение), различных по тону(ф.А4, кар.) .Для постановки берем разделочную доску и простую банку или коробку, различные по тону (светлее и темнее). Строим только контуры предметов с учетом их пропорций. Обращаем внимание на то , что предметы расположены на разных уровнях:  ближний- ниже, дальний предмет- выше. Штрихуя  предметы, показываем их тональное различие. В конце немного выделяем контуры предметов.

soobshch.-paskal-ris-8.jpg

 

8. Тема. Законы линейной перспективы.

Домашнее задание. Линейный рисунок тетради в прямой и угловой перспективе(ф.А4, кар.). 

Располагаем оба рисунка в центре листа. Намечаем сначала рисунок тетради в прямой перспективе. Проверяем правильность построения, измеряя ближний и дальний отрезки сторон тетради. Углы наклона линий должны быть одинаковыми. Кладем тетрадь под углом к нам и строим рисунок тетради в угловой перспективе. Стараемся как можно точнее определить углы отхода сторон тетради по отношению к горизонтальной линии. Достраиваем стороны тетради и проверяем правильность построения. Линии сторон тетради должны сходиться к линии горизонта, причем ближние отрезки сторон должны быть больше , а дальние- меньше. После проверки правильности построения  усиливаем ближние к нам линии, делаем их шире и ярче. Дальние линии оставляем тонкими. Это делаем для того, чтобы показать расположение тетради в пространстве.

soobshch.-paskal-ris-9.jpg

 

9. Тема. Перспектива круга. Рисунок цилиндра.

Домашнее задание. Построение пялец для вышивания или обруча для занятий физкультурой (ф.А4. кар.). Конструктивный рисунок цилиндрической банки. Тональный рисунок банки.

Кладем пяльца или обруч чуть  ниже уровня наших глаз. Строим квадрат в перспективе, а в него вписываем овал. Обращаем внимание на соотношение ширины и длины овала , размера ближней части и дальней. Закругления овала должны быть очень плавными, чтобы круг зрительно не ломался. После проверки построения необходимо усилить линии, ближайшие к нам. Обязательно сохраняем все линии построения.

Берем простую цилиндрическую банку (например, от «Пемолюкса»).Располагаем правильно рисунок в листе. Строим цилиндр банки, учитывая перспективные сокращения и пропорции банки. После проверки построения усиливаем ближайшие к нам линии банки, можно проложить условный тон в тени банки. 

Выполняем тональный рисунок этой же банки. Построение выполняется так же, как в прошлом задании, но линии не усиливаются, а идет работа тоном над передачей объема банки .Штриховка накладывается с учетом светотени в несколько наслоений. Вводится штриховка фона. Со стороны света фон темнее, со стороны тени- светлее. Не обязательно заштриховывать фон до конца. Все составляющие светотени должны присутствовать в рисунке. Штриховка ведется в одних направлениях по всему полю рисунка.

soobshch.-paskal-ris-10.jpg

 

soobshch.-paskal-ris-11.jpg

10. Тема. Конструкция конуса. Тональный рисунок конуса.

Домашнее задание. Тональный рисунок моркови (ф.А4, кар.). 

Форма моркови напоминает конус, но не точный конус. Поэтому конструкция моркови будет приближенной к конусу. Расположение тона на моркови такое же, как на конусе. Располагаем рисунок моркови чуть по диагонали листа, в натуральную величину. Штриховкой передаем объем моркови, не увлекаемся передачей всех черточек на поверхности овоща. Они могут быть нарисованы, но не все , а только несколько , чтобы детали не нарушали общую форму моркови, чтобы хорошо читался прежде всего объем. 

soobshch.-paskal-ris-12.jpg

11. Тема. Рисунок шара.

Домашнее задание. Конструктивный рисунок теннисного мячика. Тональный рисунок теннисного мяча(ф.А4, кар.).

Выполняем конструктивный рисунок мячика, располагая мяч чуть выше геометрического центра. Можно увеличить размер рисунка, если он мал по отношению к размеру листа. Рисуем вертикальный и горизонтальный овалы. Усиливаем линии, лежащие ближе к нам. 

Для выполнения тонального рисунка мяча необходимо сначала построить мяч, но не усиливать линии как в конструктивном рисунке. А переходить к рисованию тоном мячика, осветив его сбоку и сверху. Ввести тон фона со стороны света. Обратить внимание на падающую тень, где она ярче и темнее. Штриховка фона должна быть мягче  по сравнения со штриховкой самого мяча.

soobshch.-paskal-ris-13.jpg

soobshch.-paskal-ris-14.jpg

12.Тема. Натюрморт из двух геометрических фигур (шар и цилиндр).

Домашнее задание. Рисунок натюрморта их двух предметов быта, похожих на цилиндр и шар. Это может быть кружка цилиндрической формы и круглое яблоко(ф.А4, кар.).

Первое задание- конструктивный рисунок натюрморта из двух предметов.

Размещение натюрморта в листе, нахождение места каждого предмета , построение каждого предмета. Необходимо обращать внимание не только на пропорции предметов , но и на соотношение пропорций предметов друг ко другу. Затем усиливаются ближние линии и теневые стороны, штрихуется условно тень собственная и тень падающая. 

Второе задание- тональный рисунок этого же натюрморта. Построение повторяется, но не делается усиления линий, сразу ведется работа тоном над объемом предметов. Брать карандаши разной мягкости для предметов и фона. Предметы желательно взять разные по тону(светлый и темный). 

soobshch.-paskal-ris-15.jpg

 soobshch.-paskal-ris-16.jpg

 

13. Тема. Натюрморт из трех предметов быта с ясной конструкцией.

Домашнее задание.  Натюрморт из 2х предметов быта (бидон и тыква или свекла). Линейно-конструктивный рисунок и тональный рисунок.

1)Правильно разместить натюрморт в листе, наметить местоположение каждого предмета, следки, затем построить предметы. Проверить правильность построения предметов,  их пропорции. После этого усилить ближайшие к нам линии предметов. Дать условный тон в тенях. 

2)Еще раз выполняем построение натюрморта, но линии не усиливаем. Выполняем тональный рисунок натюрморта. Выявляем средствами тона объем предметов. Обращаем внимание на штриховку фона. Фон со стороны света темнее предмета, а со стороны тени- светлее. Таким образом мы передаем пространство.

soobshch.-paskal-ris-17.jpg

soobshch.-paskal-ris-18.jpg

14. Тема. Зарисовки чучела птицы в двух поворотах.

Домашнее задание. Выполнение копий с рисунков художников(Ватагин, Лаптев, Чарушин) ф.А4,кар. 

Найти в интернете работы известных художников с изображением птиц. Выполнить несколько тщательных копий с рисунков художников. Птиц изображают в разных поворотах  одновременно на одном листе. Выполняются также зарисовки отдельных частей птиц( лапы, головы, крылья). Карандаш брать мягкий( В3, В4).Копии с рисунков признанных мастеров –анималистов выполнять полезно,  дети учатся выразительности исполнения, приемам, разным техникам.

soobshch.-paskal-ris-19.jpg

15. Тема. Наброски стоящей фигуры человека с опорой на одну ногу.

Домашнее задание. Выполнение набросков стоящей фигуры человека с опорой на две и одну ноги( ф.А4, кар.). 

Выполняется два наброска фигуры человека на одном листе. Можно выполнить набросок фигуры  с опорой на две ноги, а затем с опорой на одну ногу, где виден «контрапост». Вспоминаются пропорции фигуры человека, основные опорные точки. Тона- минимальное количество. Набросок выполняется , в основном, линией, но линия должна быть «живой», а не проволочно-одинаковой, различная по нажиму , толщине. Для того, чтобы усилить интерес детей к наброскам, разрешите им выполнять наброски различными материалами( фломастером, гелиевой ручкой, кистью и черной краской, углем). Можно выполнить несколько копий с рисунков мастеров.

soobshch.-paskal-ris-20.jpg

Раздел 3.Заключение.

Выполнение домашних заданий - весьма важная составляющая учебного процесса, которая позволяет закреплять изучений на уроках материал, совершенствовать умения и навыки рисунка.

Учителю необходимо проверять  на каждом занятии выполнение домашних заданий по рисунку для эффективности процесса обучения. Если мы как педагоги, хотим , чтобы дети успешно усваивали материал и закрепляли навыки рисунка, тогда нам придется контролировать выполнение домашнего задания на каждом уроке(в начале или в конце занятия).Перед тем, как дети будут выполнять задание, преподавателю необходимо выполнить это задание самому, чтобы знать все возможные  трудности. Которые могут возникнуть у детей в ходе его выполнения. Также это необходимо. Чтобы ребенок ясно представлял себе конечный результат своей работы.

При проверке домашних работ в классе, необходимо проводить коллективный анализ работ под руководством учителя для того, чтобы дети учились видеть свои ошибки, анализировали работы и умели  исправить ошибки. Когда дети научаться видеть ошибки, они смогут их увидеть еще  дома и вовремя исправить их. А значит, и в классе работа над рисунком будет вестись более осознанно, что даст возможность педагогу быстрее продвигаться вперед по пути освоения учебной программы. И работы учащихся все больше будут радовать учителя.

Конечно. У разных детей все равно и работы получаются разного уровня. У кого-то все получается с первого раза, а кому-то надо снова и снова повторить задание, но систематическое выполнение домашних заданий постепенно приведет их к успеху. 

 

Литература.

Беда Г.В.; Основы изобразительной грамоты.  - М., 1989.

Джули Дирксен; Искусство обучать (перевод с английского Ольги Долговой). – Издательство «Манн, Иванов и Фербер», М., 2013 г.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись,- М., 1992г.

Натали Ратковски ; Профессия –иллюстратор. Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», М., 2013г.

Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия ( сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов).- М.,1989г.