Шулакова Е. Д. Печатная графика в художественной школе.

Особое место в художественном образовании принадлежит графике.

Графика имеет много общего со знаками, символами, письменами. Это искусство родилось из прикладных, практических потребностей. Рисунок был необходим живописцу, архитектору, скульптору для подготовительной работы, а первыми гравёрами были мастера, изготовляющие печати и художники оружейного орнамента.

shulakova_e._d._pechatnaya_grafika_v_dhsh._ris.-1.jpgПечатная графика (эстамп) была создана в первую очередь для многократного воспроизведения иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д., фактически являясь способом массового тиража изображений в авторском варианте. В наше время это неактуально в связи с развитием разных множительных техник, и печатная графика стала самостоятельным видом изобразительного искусства. Важнейшей частью искусства графики остаётся эстамп. Весь процесс его создания учит умению вести работу, доводить начатое до конца, требует терпения и внимания.

Чтобы постичь этот вид увлекательного творчества, необходимо, прежде всего, изучить технические приёмы выполнения, познакомиться с основными техниками печатной графики.

shulakova_e._d._pechatnaya_grafika_v_dhsh._ris.-2.jpgПо технике выполнения печатную графику, в основном, делят на высокую (ксилография, гравюра на картоне, линогравюра), глубокую (резцовая гравюра, сухая игла, офорт) и плоскую печать (монотипия, штамп,  граттаж).

В младших классах дети знакомятся с одной из техник плоской печатной графики – монотипией. Монотипия – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

shulakova_e._d._pechatnaya_grafika_v_dhsh._ris.-3.jpgЗанятия монотипией способствуют развитию воображения и точности исполнения. В процессе работы над монотипией ребёнок постигает выразительные возможности пятна, тонкость цветовых отношений.

Данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Плавность и мягкость очертаний форм внешне сближает монотипию с акварелью. При этом виде графики получается один неповторимый оттиск. По отношению к краскам эта техника всеядна: акварель, гуашь, темпера, масляные и типографские краски.

shulakova_e._d._pechatnaya_grafika_v_dhsh._ris.-4.jpgНаиболее демократична и проста «штриховая» монотипия, когда на гладкой поверхности ровно раскатывают густую типографскую краску, кладут сверху лист и рисуют по нему карандашом, пальцем и всем чем угодно. На обратной стороне рисунка получается изображение с «копировочным» эффектом,  тонкими линиями и широкими пятнами.

Далее дети переходят к более сложной технике печатной графики – гравюре на картоне. Гравюра на картоне – вид графического тиражируемого изображения высокой печати, то есть все выступающие детали при печати становятся тёмными.

shulakova_e._d._pechatnaya_grafika_v_dhsh._ris.-6.jpgПосле того как ученики определились с выбором темы и сюжета, делается предварительный рисунок. Следующий этап работы – эскиз в натуральную величину. После этого создаётся печатная форма – доска.

Для доски можно использовать достаточно плотный и толстый картон или гладкую сторону оргалита, затем с эскиза перевести  на неё рисунок. Все детали рисунка с эскиза переводятся, вырезаются из картона, и в зеркальном отображении  и наклеиваются на печатную форму (доску).

В процессе создания  печатной формы  кроме картона можно использовать различные материалы – марлю, мешковину, кружева, наждачную бумагу, фактурные обои, сухие растения, нитки, шнуры и т.д. Важно только учитывать, что чем выше рельеф печатной формы, тем больше светлого пространства останется вокруг после печати. Это бывает необходимо для выделения главного в композиции.

Когда всё будет вырезано и разложено на доске, можно приступить к следующему этапу – приклеиванию на доску выступающих элементов. Для склеивания деталей с основным фоном используем клей ПВА или «момент». Сначала наклеиваются более крупные элементы композиции, затем более мелкие, наклеивая их как отдельно на фон, так и на крупные детали. Кроме ножниц можно использовать нож-резак. Чтобы ещё больше упростить и ускорить процесс создания гравюры, для этого на оргалит приклеивают крупные детали композиции, а затем ножом удаляют все те мелкие детали, которые должны быть светлыми.

shulakova_e._d._pechatnaya_grafika_v_dhsh._ris.-7.jpgЕсли есть необходимость получить более размытые границы у каких-то элементов картон лучше не вырезать а отрывать, чтобы получить «рваные» края.

Когда наклеены все детали,  готовую доску на один-два дня кладут под пресс. Если её оставить высыхать в свободном состоянии, она может покоробиться.

При печати эстампов применяется типографская краска, которую валиком наносят на печатную форму. Можно использовать масляную краску, предварительно её обезжирив. Печать производится на специальном печатном станке. Для гравюры на картоне давление нужно ставить небольшое, получается не более трёх качественных оттисков.  Если в конечном результате что-то не устраивает, можно внести изменения, на картоне это сделать несложно. Готовым оттискам дают просохнуть, затем помещают под пресс перекладывая газетами или бумажными полотенцами.
shulakova_e._d._pechatnaya_grafika_v_dhsh._ris.-8.jpg
Гравюрой на картоне можно заниматься как в старших так и в младших классах. Картон – материал доступный и простой в обращении. Процесс создания гравюры очень увлекателен, поэтому учащиеся выпускных классов не ограничиваются одной работой, а создают целые серии.

Материал подготовила

преподаватель высшей категории Шулакова Е.Д.

 

Список литературы:

1. «Юный художник» Журнал №1, 2011г., стр.44 Л.Бунакова, Е.Смирнова «Печатная графика».

2. «Художественная школа» Журнал №1, 2006г., стр.31 И.Аксёнова «Гравюра на картоне».

3. Бялик В.М., «Графика»- М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010г. 

4. Ломоносова М.Т., «Графика и живопись»/учебное пособие – М.:ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2003г.