button.png onlayn_zapis.gifbez_imeni.jpg

banner_1160-krasnyy.jpg

Шулакова Е. Д. Использование здоровьесберегающих технологий в художественной школе.

Подготовила:

Шулакова Елена Дмитровна

Зам. директора по УМР

МБУДО «Десногорская ДХШ»

 

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

 

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Еще на заре зарождения всеобуча было замечено: за грамотность мир взрослых почему-то расплачивается своим здоровьем. Болезненная бледность, сгорбленная спина, очки на носу - все чаще становились атрибутами образованной интеллигенции.

Как только всеобуч шагнул в мир детства, сразу же: школьная близорукость, школьные сколиозы, школьная неврастения и многое другое.

Вскоре сами педагоги почувствовали, что с детьми в школе происходит что-то катастрофически-разрушительное. Так еще в 1805 году Песталоцци оповестил миру о том, что при традиционно закладывающихся принципах обучения происходит непонятное “удушение” развития детей, “убийство их здоровья”. Вскоре настоящую тревогу забили медики. Один из них, известный специалист по природным силам оздоровления Ламанн оповещал,-“…школьники живут под постоянным парализующим гнетом…Вот почему, когда приходит время занятий в школе, мы видим, как бледнеют румяные щечки детей, как раздаются постоянные жалобы на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли.”

Одним из таких факторов, разрушающих здоровье ребенка, оказалась сидячая поза ребенка.

Если зайти в любую школу и посмотреть, в каких позах сидят дети, когда пишут, то мы увидим, как при письме дети пребывают в каком-то зажатом состоянии: кто “кособочит”, кто “кривошеит”, а кто буквально носом водит по тетради. И так из урока в урок, изо дня в день, из года в год. И мы видим как все больше и больше наши некогда зоркие и стройные дети превращаются в горбатых “очкариков-старичков”.

Как показал многолетний опыт, многое это можно изжить из школьной жизни. Для этого нужно заставить их чаще двигаться во время урока.

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка.

Исследования показали, в режиме традиционной сидячей позы у многих детей в течение учебного года ростовые процессы резко замедлились, либо даже вовсе приостановились. И лишь выход детей из школьной среды, например в процессе летних каникул, сопровождался выраженным скачкообразным приростом детей в высоту.

Данную закономерность мы видим часто, что за летние каникулы подросших детей не узнать. Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами. К моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные, функциональные отклонения: 10% со стороны органов зрения, избыточная масса тела-8-16%, нарушение осанки у каждого пятого ребенка. Уже за первый год обучения количество нарушений осанки увеличивается с 20% до 64%, зрение ухудшается до 30 %.

Наибольшее число больных детей выявлено школьного возраста с такими заболеваниями, как:

- Заболевание опорно-двигательного аппарата.

- Нарушение осанки, плоскостопие.

- Снижение зрения.

- Нервно-психические расстройства.

- Болезни органов пищеварения.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

- падение уровня жизни, социальные потрясения;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- ухудшение состояния здоровья матерей;

- накапливание отрицательных эмоций;

- стрессы;

- малоподвижный образ жизни;

- перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;

- неполноценное питание;

- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

- частичное разрушение служб врачебного контроля;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Так, что же такое здоровьесберегающие технологии?

По мнению профессора Смирнова Никиты Константиновича

«Здоровьесберегающие технологии» это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

 

Выделяют следующую цель:

Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, сформировать у него необходимые знания умения и навыки здорового образа жизни.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три группы

1. Эколого - гигиеническиеские технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНе, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.

2. Психолого-педагогические технологии - это технологии здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с учащимися. К ним относятся образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

- Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности

каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

- Технология дифференцированного обучения

позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;

- Технология рефлексивного обучения

даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

- Педагогика сотрудничества

помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

- Технология игровых методов

(уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

3. Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей.

 

Основой здоровьесберегающих технологий в художественной школе является организация учебного процесса:

- правильная организация урока, уровень его рациональности, от которого зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления; дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников

- учёт возрастных, индивидуальных особенностей и гигиенических требований

- чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок)

- создание благоприятного психологического климата на уроке

- проведение тренигов и физминуток.

 

В структуре  урока, преподавателями художественной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

- положительный эмоциональный настрой на уроке;

- оптимальный темп ведения урока;

- подача материала доступным  рациональным способом;

- наглядность;

- смена видов деятельности (слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу, рисую, читаю,  и т. д.);

- физкультминутки, динамические паузы;

- дифференцированный подход в обучении;

- групповая работа, работа в парах;

- игра, игровые моменты;

- гимнастика;

- воспитательные моменты  на уроке (беседы);

- санитарно – гигиенические условия;

 

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние учащихся.

1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.    Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

2. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной

учащемуся, с учетом его возрастных особенностей.

4. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

В качестве наглядности в современной художественной школы активно используются компьютерные технологии.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

5. Смена видов деятельности (работа с красками, карандашами, цветной бумагой, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в художественной  школе большое значение имеют физические упражнения.

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  

Физкультминутки (приложение №1) – естественный элемент на занятиях как у младших учащихся, так и у старших, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. Для учащихся 6-7лет рекомендованы 2-3 физкультминутки за занятие, для 8-9 лет – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений. Для учащихся среднего и старшего возраста 10-12 лет и 13-15 лет  рекомендуется проводить 1-2 физкультминутки за занятие(3-4 урока). Ни в коем случае не разрешать детям продолжать заниматься на перемене.

7. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп работы. Не торопят ученика, дают время на завершение работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок должен получать от урока только положительные эмоции, ощущать защищенность и испытывать интерес к учебе.

8. Часто на занятиях в классах по общеразвивающим программам организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

9. На занятиях с младшими учащимися применение игровой технологии в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Например, проигрывание сюжета сказки или другой темы по которой составляется композиция.

Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Преподавателям художественной школы следует широко использовать нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

10. На занятиях во время  физической разминки хорошо использовать различные виды гимнастики.

Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз, что особенно важно в ДХШ.

11. Для воспитания внимательного отношения к своему здоровью преподавателям необходимо  проводить воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании, в результате которых формируется у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, выражаемое в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Во внеурочное время проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п.

12. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, проветривание класса, правильная величина стульев, столов, мольбертов.

13.  В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов обучения с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Преподавателям, освоившим эту технологию, становится  легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.  

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в художественной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

 

 

Список литературы:

1. Антропова М.В. и другие. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Москва. МО и Н РФ. 2004.

2. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования «Директор школы». ИФ «Сентябрь» № 5 2006, №8 2007, № 9 2006, № 6 2006.

3. Науменко Ю.В.. «Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ». Волгоград 2005.

4. Немов Р.С., И.Р. Алтунина. Социальная психология. Москва «Питер». 2008

5. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». Агенство «Роспечать». № 9. 2009.

6. Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.М.:»ВАКО».

7. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.; Аспект Пресс-2000

8. Педагогика и психология здоровья./под редакцией Н.К. Смирнова.//-М.:-2003

9. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К.Смирнов// М.:АРКТИ.-2005.

10. Соловьёва Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И.Соловьёва// ЭКО.-2004.- №17.

11. ВыготскийЛ.С. Педагогические технологии/ Под ред.В.В.Давыдова//- М.:Педагогика\\\.-1991.

12. Карасева Т.В. Современные аспекты реализацииздоровьесберегающих технологий/Начальная школа//-2005.-№11.

 

Приложение №1

 

Физкультминутки

Роль физкультминуток на уроке:

- Положительно влияют на деятельность мозга,

- сердечно - сосудистую и дыхательную системы,

- улучшают кровоснабжение внутренних органов ,

- улучшают работоспособность нервной системы,

- помогают снижению умственного переутомления.

 

Требования к физкультминуткам:

- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

- Проводятся на начальном этапе утомления.

- Упражнения должны быть разнообразны.

- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

 

Физкультминутки включают:

- Гимнастику для глаз

- Упражнения для кистей рук

- Упражнения для профилактики нарушения осанки

- Упражнения для профилактики плоскостопия

- Дыхательные упражнения

- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

 

Давайте рассмотрим несколько видов физкультминуток:

 

Гимнастика для глаз (для младших учащихся)

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

 

- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

- Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

 

Комплекс упражнений гимнастики для глаз (для старших учащихся)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, считать до трех, затем открыть глаза, посмотреть вдаль, считать до пяти. Повторить 4–5 раз.

3. И.п. – правая рука вытянута вперед. 

Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

Повторить 4–5 раз.

4. И.п. – рука вытянута вперед. 

1 – смотреть на указательный палец; 

2 – смотреть вдаль.

Повторить 4–5 раз

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глаза посмотреть вдаль (6 сек.).
Повторить 1–2 раза.

 

Физминутки для рук и пальцев

Для детей 6-7 лет держать в руках карандаш – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там лучше они нарисуют. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

shulakova-e.-d.-ris._1._zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dhsh.jpg

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

shulakova-e.-d.-ris.-2.-zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dhsh.jpg

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

 

Упражнения для улучшения осанки

1. Правильная поза учащегося во время занятий: принять правильное положение и зафиксировать его.

2. Упражнения для профилактики нарушения осанки:

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Вот проверили осанку и свели лопатки.

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

 

Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. – сидя на стуле. 

1–2 – отвести голову, плавно наклонив ее назад; 

3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. 

Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 

2. И.п. – сидя, руки на пояс. 

1 – поворот головы направо; 

2 – и.п.; 

3 – поворот головы налево; 

4 – и.п. 

Повторить 6–8 раз. Темп медленный. 

3. И.п. – стоя или сидя, руки на пояс. 

1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево;

2 – и.п.; 

3–4 – то же – правой рукой.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

 

Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на пояс.

1 – правую руку вперед, левую вверх; 

2 – переменить положение рук. 

Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной поставить на пояс. 

1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 

3–4 – отвести локти назад, прогнуться. 

Повторить 6–8 раз, затем руки опустить вниз, встряхнуть ими расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх.

1 – сжать кисти в кулак; 

2 – разжать кисти. 

Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз, встряхнуть кистями. Темп средний.

 

Физкультурные минутки для снятия утомления с туловища

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 

1 – резко повернуть таз направо; 

2 – резко повернуть таз налево, плечи неподвижны. 

Повторить 6–8 раз. Темп средний.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 

1–3 – круговые движения тазом в одну сторону; 

4–6 – то же – в другую сторону; 

7–8 – руки вниз, встряхнуть кистями расслабленно. 

Повторить 4–6 раз. Темп средний. 

3. И.п. – стойка ноги врозь. 

1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, – вдоль тела вверх; 

 3–4 – и.п.; 

5–8 – то же – в другую сторону. 

Повторить 6–8 раз. Темп средний. 

Физкультурные минутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе выполнения.

 

Упражнение для концентрации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 

1 – поставить правую руку на пояс; 

2 – поставить левую руку на пояс; 

3 – опустить правую руку на плечо; 

4 – опустить левую руку на плечо; 

5 – поднять правую руку вверх; 

6 – поднять левую руку вверх; 

7–8 – хлопки руками над головой; 

9 – опустить левую руку на плечо; 

10 – опустить правую руку на плечо; 

11 – поставить левую руку на пояс; 

12 – поставить правую руку на пояс; 

13–14 – хлопки руками по бедрам. 

Повторить 4–6 раз. Темп: 1 раз – медленный, 2–3 раза – средний, 4–5 раз – быстрый, 6 раз – медленный. 

 

Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Мы писали, рисовали,

И тогда мы дружно встали,

Ручками похлопали:

Раз, два, три.

Ножками потопали:

Раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

 

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика выполняется мальчиками и девочками одновременно. Преимущество предлагаемых комплексов состоит в том, что их могут выполнять дети разного возраста - как основной, так и средней (полной) школы. Регулярное выполнение предложенных упражнений позволяет избавиться от многих негативных явлений, связанных с простудными заболеваниями, ослаблением дыхательной системы, быстрой утомляемостью.

Полное дыхание. Из положения основной стойки выполнять медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот «надувается», выпячивается вперед, грудная клетка расширяется. При выдохе, наоборот, живот втягивается, грудная клетка максимально сжимается. Упражнение выполняется 30-40 секунд.

Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

 

Комплекс дыхательной гимнастики

Внимание! Предложенные комплексы с задержками дыхания выполняются только здоровыми школьниками, имеющими хорошую подготовленность. Школьники, не имеющие достаточной подготовки, делают упражнения без задержки дыхания

Упражнение № 1

• Стать прямо, держа руки по сторонам тела.

• Сделать полный глубокий вдох через нос.

• Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

• Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.

• Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

Упражнение № 2

• Стать прямо, держа руки прямо перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Упражнение № 3

• Стать прямо, руки вытянуть перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

 

Дыхательные упражнения сидя.

Рекомендуется применять для старших учащихся.

1. Удлиненный вдох: сядьте удобно, спина прямая. Сделайте медленный вдох через нос и в середине вдоха начните замедлять его темп. 3атем без задержки сделайте сравнительно быстрый выдох.

Далее увеличьте соотношение между вдохом и выдохом (вдох - 15 секунд, выдох - 6 секунд, затем 20:8)

2. Удлиненный выдох: в сидячей позе сделайте вдох и без паузы длинный, медленный выдох. Соотношение в начале занятий должно быть 2:12, т. е. вдох длится 2 секунды, а выдох - 12. При этом выдох распределяется следующим образом: 4 секунды обычный вдох, 8 секунд - удлиненный.

3. Брюшное дыхание: с выдохом втянуть брюшную стенку, затем медленно сделать вдох через нос, освобождая диафрагму, брюшная стенка на вдохе выпячивается вперед и нижние части легких заполняются воздухом; на выдохе вновь брюшная стенка втягивается внутрь, изгоняя воздух из легких через нос. При брюшном дыхании наполняются только нижние доли легких, поэтому волнообразное движение производится животом, в то время как грудь остается неподвижной. Формула психорегуляции: "Мой внутренний взор на солнечном сплетении, при брюшном дыхании массируются все внутренние органы, улучшается кровоснабжение и функции органов пищеварения, понижается кровяное давление, облегчается работа сердечной мышцы".

4. Среднее дыхание: после выдоха сделать медленный вдох через нос, расширяя ребра, на выдохе сжать ребра, изгоняя воздух через нос. Наполняются средние доли легких. Живот и плечи неподвижны. Формула психорегуляции: "Мое внимание на грудной клетке, улучшается кровоснабжение и функции печени, желчного пузыря, желудка, селезенки и почек, облегчается работа сердечной мышцы". 

5. Верхнее дыхание: после выдоха медленно сделать вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и наполняя воздухом верхние доли легких, на выдохе медленно опустить плечи и изгонять воздух из легких через нос. Живот и грудь неподвижны. Формула психорегуляции: "Мое внимание на верхушках легких, улучшается кровоснабжение и вентиляция их".