Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы «Живопись»

Планируемые результаты

освоения обучающимися

образовательной программы «Живопись»

 со сроком обучения 5 лет с дополнительным годом обучения.

 

Обязательная часть программы.

Рисунок:

  • знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  •  умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
  •  умение моделировать форму сложных предметов тоном;
  •  умение последовательно вести длительную постановку;
  •  умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  •  умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
  •  навыки владения линией, штрихом, пятном;
  •  навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
  •  навыки передачи фактуры и материала предмета;
  •  навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

 

 Живопись:

  •  знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
  •  знание разнообразных техник живописи;
  • знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
  •  умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  •  умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
  •  навыки в использовании основных техник и материалов;
  •  навыки последовательного ведения живописной работы.

 

 Композиция станковая:

  •  знание основных элементов композиции, закономерностей построения  художественной формы;
  •  знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
  •  умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
  • умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
  •  умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
  •  навыки работы по композиции.

 

Беседы об искусстве:

  • иметь сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
  •  знать особенностей языка различных видов искусства;
  •  знать первичные навыки анализа произведения искусства;
  •  знать навыки восприятия художественного образа.

 

История изобразительного искусства:

  •  знание основных этапов развития изобразительного искусства;
  •  первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  •  знание основных понятий изобразительного искусства;
  •  знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
  • сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
  •  умение выделять основные черты художественного стиля;
  •   умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
  •  умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников; 
  •  навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
  •  навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
  •  навыки анализа произведения изобразительного искусства.

 

 Пленэр:

  •  знаниео закономерностях построения  художественной  формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
  •  знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
  •  умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
  •  умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
  •  умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
  •  навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
  •  навыки передачи световоздушной перспективы;
  •  навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

 

Вариативная часть программы.

Скульптура:

  • знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
  •  знание оборудования и пластических материалов;
  •  умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
  •  умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
  •  умение работать с натуры и по памяти;
  •  умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
  •  навыки конструктивного и пластического способов лепки, знание этапов работы с натуры;
  •  умение вести последовательно работу с натуры 9 по этапам);
  •  умение создать грамотно скульптурную композицию из 2- 3-х фигур;
  •  умение изготовить каркас;

Цветоведение:

  •  грамотно создавать композиции, пользуясь законами цветоведения;
  •  создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
  •  анализировать цветовой строй произведений живописи;
  •  знать хроматические и ахроматические цвета;
  •  знать родственные и сближенные цвета и уметь их создавать;
  •  знать свойства цвета и уметь применять их в композиции;
  •  знать законы цветоведения и уметь применять их в композиции;
  •  иметь навыки работы в технике акварели и гуаши;
  •  терминологию цветоведения.

 

Основы дизайна:

  •  Знакомство с языком дизайна.
  •  Освоение основных композиционных приемов.
  •  Развитие образного мышления.
  •  Знакомство с цветной гармонизацией в прикладных композициях.
  •  Последовательная работа над этапами преображения предметов:

а) реалистичное изображение,

б) стилизация,

в) ассоциативность,

г) абстракция,

д) знаковость.

  •  Освоение правил построения композиций,
  •  Знакомство с особенностями объемной композиции,
  •  Развитие навыков построения объемных композиций,
  •  Развитие ассоциативного мышления,
  •  Развитие навыков в работе с графическими приемами в композиции,
  •  Развитие образного, объемно- пространственного мышления .

 Компьютерная графика:

  • овладеть технологией обработки графической информации и использовать для этих целей растровые и векторные графические редакторы;
  •  познакомить с принципами построения и хранения изображений;
  •  изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
  •  рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
  •  научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
  •  научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.

 

Керамика:

  •  грамотно вести работу с глиной, правильно использовать различные приёмы её обработки декора;
  •  использовать разные способы лепки - конструктивный, пластический, комбинированный в ходе работы;
  •  уметь использовать такие способы декора керамики, как насечка, процарапывание, применение различных “штампов” и фактурных тканей, ангобирование, глазурование;
  •  создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
  •  самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
  •  подготовить работы к экспозиции;
  •  самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
  •  знать свойства глины, названия способов и приёмов лепки, названия ручных инструментов при работе с глиной;
  •  знать правила техники безопасности при работе с глиной;
  •  знать особенности стилистики керамических игрушек промыслов  Дымкова, Хлуднева, Филимонова, Абашева, Твери и др. и основные различия в лепке и росписи;
  •  знать особенности стилистики керамических сосудов Скопина, Опошни, Средней Азии.

 Роспись по дереву:

  •   правильно выполнять элементы кистевой росписи;
  •  правильно обрабатывать изделие перед росписью;
  •  последовательно вести роспись изделия;
  •   грамотно составлять композицию росписи изделия;
  •  самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
  •  знать виды и характерные особенности мезенской, городецкой, северо-двинской, хохломской росписи;
  •  знать символическое значение элементов народной росписи по дереву;
  •  знать терминологию декоративно-прикладного искусства;
  •  знать классическое наследие декоративно-прикладного искусства.

 Батик:

  • знать виды батика, различные его техники;
  •  знать основные выразительные средства графики, основные принципы   композиции, используемые в батике;
  •  знать историю возникновения батика;
  • знать основные принципы подбора красителей и тканей;
  • владеть навыками работы с подготовительными     мат-ми: набросками, эскизами;
  • использовать в работе основные инструменты(чантинг, стеклянную трубочку) как по отдельности, так и в сочетании нескольких элементов;
  • уметь применять различные приемы(завязывание шнуром, посыпание солью, размывки);
  • уметь руководствоваться в самостоятельной работе основными принципами батика.

 Резьба по дереву:

  • поэтапно применять приемы работы при выполнении плоскорельефной  резьбы по дереву в материале;
  • создавать композиции для плоскорельефной резьбы по дереву, используя образцы народного творчества;
  • выполнять шлифования резной поверхности,  а так же тонирования различными видами красителей;
  • правильно наносить защитное прозрачное покрытие на резную поверхность;
  • затачивать и править рабочий инструмент для плоскорельефной резьбы по дереву.
  • знать историю развития плоскорельефной резьбы по дереву в России;
  • знать правила техники безопасности при работе, затачивании и правке режущего инструмента;
  • уметь шлифовать резную поверхность;
  • уметь тонировать различными видами красителей.

 Графическая композиция:

  • создание творческих графических композиций с использованием всех основных графических элементов(линии ,штриха, пятна и точки);
  • создание художественного образа на основе решения технических и творческих задач;
  • самостоятельное преодоление технических трудностей при реализации художественного замысла;
  • самостоятельное применение различных художественных материалов и техник;
  • владение навыками работы с подготовительными материалами: набросками, эскизами;
  •   владение навыками выполнения гравюры на картоне, штриховой монотипии, «сухой иглы»;
  • знание понятий «создания образа», «цельности», «пластики»;
  • знание терминологии графического искусства;
  • знание классического художественного наследия, основных направлений художественных школ.

Прикладное творчество ДПИ 6 кл.:

  • знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
  • знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
  • умение работать с различными материалами;
  • умение работать в различных техниках: роспись по ткани, роспись по дереву, резьба по дереву, керамики, аппликации, коллажа, конструирования;
  • навыки заполнения объемной формы узором;
  • навыки ритмического заполнения поверхности;
  • навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.