План - конспект открытого урока по композиции в 1 классе ДХШ г. Десногорска.

Преподаватель:  Тарасенко Е.А.

Дата проведения: 20.12.2013 года.

 Тема: «Образ дерева».

Цель:  практическое освоение принципа стилизации для создания образа дерева, передачи характера графическими средствами.

Задачи:

- образовательные:

- ознакомление с разнообразными формами скелетов деревьев;

- анализ эмоционального восприятия формы ствола, ветвей, кроны  дерева,  рождающихся ассоциаций;

- ознакомление с приемами стилизации и использования их для создания образа дерева.

-воспитательные: для активного включения детей в творческий процесс - инсценировка учащимися нравственной сказки по теме урока, осознание правильного поведения, ответственности за свои поступки, сбережения природы;

-развивающие: развитие фантазии, творческого воображения учащихся, активного включения детей в художественную деятельность, эмоциональной отзывчивости.

Материалы (для учителя): 

- пособия: - фотографии деревьев;

- скелетные структуры различных пород деревьев;

- стилизованные изображения деревьев (студенческие работы);

- цветные репродукции работ художников «Образ дерева».

Материалы (для учащихся):

- картон (черный, белый, цветной) ф. А-3;

- гуашь, кисти «колонок» N/3-6

 

План занятия /3 урока по 40 мин/.

1 урок.

1.Организация работы.

2.Объяснение нового материала.

3.«Эмоциональный настрой» - инсценировка «Нравственной сказки о деревьях».

2 урок.

4.«Образ дерева» в работах художников.

5.Самостоятельная работа учащихся.

3 урок.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Завершение занятия: анализ творческих работ учащихся,

домашнее задание (на каникулы).

Ход занятия.

1. урок.

1.Организационный момент: представление гостей на уроке, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Объяснение нового материала.

 

Дерево - природный «герой» пейзажа, каждое дерево личность. Нет в природе двух совершенно одинаковых деревьев. Дерево начинается с корней, далее - ствол, как тело человека, скелетные ветви – руки, ответвления, тонкие веточки - как пальцы рук.

Сравнительный анализ скелета дерева:  анализируем  эмоциональное восприятие  линий человеком:  

- горизонтальная  линия - чувство покоя;

- вертикальная – стремление вверх, целеустремленность;

- наклонная – неустойчивое положение, печаль;

- зигзагообразная – неуравновешенность, агрессия, трагизм;

- волнистая – струящаяся линия, мягкость, лиризм.

Линиям свойственно выражение образа, в них заложено движение.

Разные по характеру линии обогащают образ.

Символика формы кроны -  эмоциональное восприятие формы пятна /кроны дерева/: - прямоугольник - законченная, устойчивая, «тяжелая» форма, которой чуждо движение, тем более полет;

- треугольник – активная, развивающаяся форма, устойчива;

- круг – идея природы, Земли, мироздания, ассоциируется с понятиями «добро», «гармония», «самодостаточность»;

- амеба – текучая, неустойчивая форма, «меланхолия», «романтичность».

Выразительность формы – одна из основ художественного образа.

Включение учащихся в обсуждение темы:

рассматривая фотографии различных деревьев, дети определяют, какие ассоциации /образы/ они вызывают:береза – плакучая, светлая; дуб  - раскидистый, могучий, крепкий; ель - вечно-юная, стройная, приветливая - протягивает нам свои веточки, хоть и колючие; баобаб – «нахал», «упрямец», по легенде за капризы Бог его наказал, воткнув макушкой в землю, и вот теперь его крона так напоминает корневую систему…

Приемы для создания художественного образа:

Стилизация – выявление наиболее характерных черт и отбрасывание ненужного.

Трансформация – изменение формы предмета - округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей для создания остроты образа.

Для восприятия формы необходим контраст: темная форма будет отлично читаться на светлом фоне, светлая – на темном, причем светлый силуэт создает более запоминающийся образ.

Как можно стилизовать форму?

1.Превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции.

2.Обобщение формы в ее границах.

3.Обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Упростить форму – значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив второстепенные, и даже усилив определенные пластические качества.

Рассматриваем пособия, в которых форма деревьев представлена плоскостной, обобщена в ее границах.

На стадии упрощения виден характер дерева, читается его образ. Можно вспомнить множество сказок, рассказов, в которых деревья – умеют не только говорить, но и ходить. Вопрос: какие вы знаете литературные произведения о деревьях? Подсказка - у Л.Н.Толстого есть замечательный рассказ – «Как ходят деревья», в русских сказках яблоньки умеют разговаривать, укрывают своими ветвями от погони добрых героев…
naglyadnyy-material-no2.jpg

 

naglyadnyy-material-no4.jpg 

Эмоциональный настрой - инсценировка «Нравственной сказки о деревьях»: действующие лица - учащиеся 1 класса. 

Сказка о деревьях

Автор: Шакирова Элеонора (Илария).

Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:

- Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!

- Почему мы должны слушаться солнце? - сказала Береза.

- Я хочу побегать, хочу делать, что хочу, - возмущалась Сосна.

- И я тоже, - поддержала березу Ель.

- Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят, - предложили Яблоня.

- Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:

- Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!

- Да, Солнце, ты говоришь правду,- сказали деревья.

- Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.

- Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.

И они заплакали.

- Не плачьте, - успокаивало деревья Солнце. Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.

А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно.

Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни. otkrytyy-urok-no1.jpg

 

otkrytyy-urok-no2.jpg

Поучительная история, не правда ли? Как не вспомнить пример нашего уже знакомого дерева  баобаба?  Сказка – ложь, да в ней намек…  Подумайте, дети, какие мысли вложил автор в эту сказку, чему хотел научить нас, читателей, людей, посещающих лес, гуляющих в парке, на даче?

 

урок.

Перед нами репродукции работ студентов – образ дерева, как они его решили? Не просто упростили, стилизовали, то есть выделили главное, откинув второстепенные детали, они еще и трансформировали, усилили какие-то качества, что-то добавили, чтобы мы уже не сомневались, не гадали: что выражает это дерево, какой несет образ.

Интересные , почти фантастические варианты деревьев рассматриваем на  цветных репродукциях работ художников. Нам предстоит самостоятельно создать художественный образ дерева, у каждого - свой.

 

 

naglyadnyy-material-no1.jpg

naglyadnyy-material-no3.jpg

Самостоятельная работа учащихся.

/Музыкальное сопровождение – «Звуки леса»/

Преподаватель рассказывает о символике некоторых деревьев, как их воспринимали в старину:

Пальма  -  символ победы, символ выносливости. Финиковая пальма в Древнем Египте была новогодним деревом;

Липа – символ общительности;

Можжевельник – дает возможность обрести вечную жизнь;

Кедр -  символ жертвенной красоты;

Ива – символ таинственности и меланхолии, символ дождя, грациозности женщины /плакучая ива/;

Береза – символ грациозности и чистоты, символ русской природы, по  древнерусской мифологии  - в нее превратилась русалка;

Бамбук – у европейцев - символ скромности, у японцев – символ вечной молодости и неукротимой силы;

Вишня – чистота намерений;

Верба – символ религиозности и чистоты, здоровья и благополучия;

Виноград – Господь назвал себя виноградной лозой, а «Отец Мой – виноградарь»;

Дуб -- как дерево верховного бога и царя считался символом непоколебимости , величия и деспотизма, символом вечной жизни и власти; у греков – священное дерево Зевса;

Акация – символ победы над смертью;

Персик  - у древних христиан – символ спасения, символ юной свежей красоты;

Калина – ее красный цвет обладал силой оберега, символ любви и девичьей чистоты.

Конечно, это не полный список деревьев, которых мы знаем.

Деревьями  можно любоваться, за ними ухаживать, их оберегать, заботливо сажать, выращивать…Не зря говорят , что деревья – легкие планеты.

Преподаватель подходит к учащимся, консультирует, по необходимости подсказывает.

 

2 урок.

Самостоятельная практическая  работа учащихся.

Преподаватель следит за ходом работы, консультирует, напоминает важные моменты для реализации идеи, активизирует мышление учащихся .

Загадки про деревья.

М.Блинникова

Белоснежна и красива.

Зелень нежная на диво.

Сок её весенний — слёзы.

Это дерево -- берёза.

 

Этот плод нельзя на зуб –

жёлудь с ветки кинул дуб.

 

Не страшна зимой метель

вся в иголках это -- ель.

 

Зелена,стройна и колка

в новый год приходит ёлка.

 

Так печально и красиво

над рекой склонилась ива.

 

В самого себя влюблён

раскрасавец яркий клён.

 

Завари цветков от гриппа,

их тебе подарит липа

 

Трепеща листвою сильно

с ветром шепчется осина.

 

Всем в жару подарит тень

ароматная сирень.

 

Шубу летом нам даря

пухом сыплют тополя

 

Если горлышко болит

тут поможет эвкалипт.

 

Из глухих таёжных недр

шлёт орешки мудрый кедр.

 

Ветки облепила лихо

янтарями облепиха.

 

Осенью алеет дивно

кистью красною рябина.

 

А. Лисица

 

Кто в тайге на шишки щедр?

Это наш сибирский кедр.

 

Как костёр горит у тына

В гроздьях красная рябина.

 

Распустила дева косы

Возле речки у откоса.

И подружкам всем на диво

Моет в речке кудри ива.

 

Для избы и для колодца

Из него отличный сруб.

И боится расколоться

Лишь в грозу могучий дуб

 

Из цветов лечебный мёд

От ангины и от гриппа,

А в России весь народ

Обувала в лапти липа.

 

Завершение урока: работы выкладываются на полу в несколько  рядов, анализируем результаты , насколько выразительно автору удалось передать характер дерева, создать образ. Дети высказывают свое мнение, что из себя представляет каждое дерево, повторяем, какими средствами мы можем передать характер дерева, создать образ.

Несомненно, эта тема еще не раз нами будет рассматриваться, образ дерева будем еще создавать и на уроках композиции, и на пленере. Эта тема научила нас вглядываться в природные формы, познакомила с символикой деревьев по народным представлениям, с творчеством художников, с приемами стилизации и трансформации, заставила задуматься о своем месте в этом мире, о поведении в природе , и о ее сбережении …  Приближаются новогодние праздники, зимние каникулы. Домашнее задание – нарисовать финиковую пальму, создать образ зимнего дерева.  Как вы помните, сегодня говорили еще и  о том, что в Древнем Египте это дерево почиталось как новогоднее дерево. Если возникнут трудности, и вы не сможете найти изображение этого дерева, рисуйте нашу прекрасную ель. В городе растут голубые елочки, сейчас они в снегу, выглядят как в сказке. Рисуйте и читайте хорошую литературу.


Работы учеников:

raboty-detey-no3.jpg  raboty-detey-no1.jpg
raboty-detey-no2.jpg  raboty-detey-no4.jpg
raboty-detey-no5.jpg  raboty-detey-no6.jpg

Литература.

1.«Флора и Фавн». Мифы о растениях и животных. Краткий словарь. М.: Русь, 1998.

2. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов на Дону.: Феникс, 2008.

3. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004.

4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск.: Харвест, 1999.

5. Сайт для мам. Ну мама. М. Блинникова, А. Лисица. Стихи – загадки про деревья.

6. Собственное сочинение. Шакирова Элеонора /Илария/ Нравственные сказки. Сказка о деревьях.

7. Культура ARTИскусство. Цветные репродукции картин художников.

8. Музыка. Звуки леса.