button.png onlayn_zapis.gifbez_imeni.jpg

banner_1160-krasnyy.jpg

Методические рекомендации. Батик.

Методические рекомендации

по использованию скрытого контура

в росписи ткани на занятиях

по декоративно – прикладному искусству.

Батик. 

(в 1-ый год обучения)

 no1_0.jpg

Разработала:

Преподаватель 1 категории

МБОУДОД «ДХШ»

Ипатова Марина Владимировна

г. Десногорск 

2014г.

 

 

 

Введение.

Звуков шелковых жду, - тех, внимая которым

Распишу римский шелк я тончайшим узором.

Низами Гянджеми.

Из поэмы «Искандер-наме»

Эти строчки восточный поэт написал в XII веке. К тому времени история производства шелка, его окраски и росписи уже насчитывала несколько столетий.

Сначала появился тканый узор, образующийся при различном переплетении утком нитей основы. Позднее люди научились наносить рисунки на уже сотканный материал красками. Родиной украшения тканей принято считать Индию. В благоприятном климате этой страны в изобилии произрастает хлопок и растения, из которых готовят природные красители. Нанесение рисунка на ткань в основном производилось методом набойки рисунка на ткань. На полотнах художника Гогена можно увидеть прекрасные саронги, расписанные в этой технике.

В Китае, Японии как правило писали по шелку. В этих странах традиции оформления тканей получили новое развитие. Один из характерных способов нанесения рисунка на ткань заключается в резервировании отдельных участков ткани смесями воска со смолами с последующим окрашиванием природными красителями. Описанный способ сохранился до нашего времени под названием горячий или восковой батик. В Японии он назывался рокэти. На ткань наносился горячий воск, который при остывании образовывал трещины. Далее материю погружали в краску, высушивали, а воск удаляли. В результате ткань приобретала оригинальный узор из трещин.

С началом ХХ века в Россию пришла мода на большие шали, палантины и шарфы из шелка. Любимыми орнаментами того времени были стилизованные изображения лилий и ирисов. Тогда возник интерес к тканям, расписанным вручную. Используя достижения химии, русские художники создали клеевую смесь на основе натурального каучука, которая применялась в качестве резервирующего состава не требующего нагревания. Такая техника росписи ткани стала называться холодным батиком.

Техника скрытых контуров позволяет создавать очень живописные работы, она напоминает горячий батик, но технически более простая. За счет того, что вместо растопленного воска или парафина, можно использовать готовый резервирующий состав, не требующий нагревания. Следовательно, упрощается процесс росписи в техническом плане – не нужно использовать плиту для нагревания воска, не надо использовать затем утюги, чтобы удалить воск с поверхности ткани. Все это влияет на обеспечение безопасности в работе детей.

С точки зрения художественной выразительности, в сравнении с холодным классическим (витражным) видом росписи, - техника скрытого контура дает дополнительные возможности для реализации творческой задумки автора.

Характерная особенность холодного батика с использованием резерва – обязательное наличие контура, который дает резервирующий состав. Это основа данной техники. Однако бесцветны резерв, нанесенный на поверхность ткани, не только дает непреодолимые для красителя границы, но и оставляет контур цвета ткани. Когда это требуется творческой задумкой автора – это одно, а когда такой вариант нежелателен для рисунка… Ткань, используемая для росписи, как правило, белая - это не всегда красиво.

Представьте, что на фоне кроны дерева должна выделяться ажурная вязь ветвей. Если выполнить работу обычным способом, каждая веточка будет обведена белым контуром. Как этого избежать? В данном случае достаточно сначала закрасить участок кроны, высушить и потом нанести резервом контур ветвей. Бесцветный резерв сольется с цветом фона, а более темный краситель ветвей скроет под собой краску кроны, приобретя дополнительно небольшой оттенок ее цвета.

 

Содержание

Часть 1. Обзор литературы.

Данный реферат посвящен разработке методических рекомендаций по использованию скрытого контура при росписи тканей. Художников работающих, в том числе с данной техникой известно несколько: И.А. Перелешина, М.О. Синеглазова, Кэролайн Эрл, Анна Эм. Принцип работы в данной технике у всех схож, но каждого свои особенности.

Синеглазова предлагает следующий пример: « Для знакомства с данным видом техники… Например, изобразим вазу (рис.1) , полную больших ярких цветов. Выполнить эту работу под силу тем, кто только приступил к знакомству с батиком. 

shema-ris-1.jpg

Рис. 1.

Ткань натягивают на раму и в верхней половине наносят светлым ярким красителем несколько пятен. Выбирая красители, представьте какие цветы вы будите рисовать – астры, хризантемы, георгины. Пятен должно быть столько сколько будет цветов. Нарисовав пятна, высушите их феном.

В рамках каждого цветного пятна бесцветным резервом нарисуйте серединку цветка, похожую на звездочку. Форма лучей-лепестков зависит от вида цветка. Дайте высохнуть резерву.

Затем смешайте краситель немного темнее, чем середина цветов. Определившись с краской, нанесите ее кистью вокруг проведенных резервом лепестков. Старайтесь, чтобы краска до конца проникала в узкие промежутки между лепестками. У вас получаться светлые звездочки на более темном фоне. Снова высушите ткань феном. Нарисуйте резервом второй ряд лепестков. Просушите и снова обведите более темным красителем. Повторяйте так до тех пор, пока цветы не достигнут нужного размера.

Старайтесь, чтобы между цветами не оставалось больших свободных участков. После того как резервом будет нанесен последний, самый темный ряд лепестков, закрасьте промежутки между цветами зеленым красителем  и им же нанесите продолговатые пятна в местах расположения будущих листьев. Пятна высушите и резервом нарисуйте листья, стебли, прожилки на листьях. В рамках контура закрасьте листья более темным оттенком зеленого – на них проявятся светлые прожилки.

Вазу лучше сделать нейтрального цвета, который бы не спорил с окраской цветов. Нанеся пятно в форме вазы, посыпьте его крупной солью. Это придаст вазе особую фактуру. Как только солевые разводы перестанут изменяться, просушите вазу, стряхните соль. Нарисуйте контуры вазы бесцветным резервом.

Теперь осталось выполнить поверхность стола и фон позади вазы. Это осложняется тем, что вокруг вазы существует цветной ореол, который не вошел внутрь контура. Поэтому в изображении стола придется обойтись без светлых тонов. И все стол и фон должны быть светлее цветов и вазы. Сначала незакрашенные участки покрывают одним красителем цвета стола. Если он все-таки намного светлее вазы, ореол вокруг вазы нужно немного высветлить. Это можно сделать разными способами.

Можно промыть ореол большим количеством воды. Можно добавить в воду спирт. Если этого окажется мало, можно посыпать мокрые места мелкой солью и оставит ее впитывать лишний краситель.

Итак, ореол осветлен и почти все свободные участки ткани покрыты красителем, вплотную подходящим к вазе и листьям. Просушите ткань. Резервом рисуем линию границы стола. В последнюю очередь закрашиваем участок фона между границей стола и листьями. Изделие готово.»

И. А. Перелешина (рис.1) и Кэролайн Эрл (рис.6) имеют схожие подходы к данной технике батика. Техника скрытого контура – лессировочная. Перелешина и Эрл предлагают упражнения по нанесению контуров, сочетанию цветов, по перекрытию одним цветом другой.

Кэролайн Эрл предлагает следующее упражнение (рис.2). Это простое упражнение можно выполнить на небольшом пробном куске ткани, а можно, увеличив рисунок, использовать его для создания шарфа. Такое упражнение даст вам возможность потренироваться как в нанесении контурных линий, так и работе с цветом. Выполнять его можно термозакрепляемыми либо парозакрепляемыми красителями на квадратном куске ткани.

1.Укрепите ткань на раме, равномерно натяните его.

2.Для разметки угловых точек и квадратов используйте решетку из пластиковой канвы. Прозрачным резервом нанесите контурные линии по краям ткани для создания бордюра.

3.Двигая трубочкой с резервом, нанесите через равные промежутки прямые линии поперек всего куска ткани. Помните, что начинать и заканчивать линии следует снаружи от очерченной внешней границы, так чтобы если образуются случайные кляксы, то они не были видны.

4.Дайте линиям высохнуть повторите процесс нанесения линий, повернув раму на 90 градусов.

5.Выберите основной цвет и пипеткой отмерьте одинаковое количество красителя в три чашечки палитры. В одной оставьте краситель полной насыщенности, во второй разбавьте его равным количеством воды, а в третью добавьте воды.

6.Приготовьте серую краску , смешав два цвета, например желтый с фиолетовым.

7.Возьмите кисть и бессистемно  раскрасьте отдельные квадратики. Начинайте с самого бледного оттенка и двигайтесь к самому насыщенному.

8.Повторите этот процесс, закрасив другую часть квадратиков, но теперь от наиболее насыщенного цвета к наименее темному оттенку, постепенно прибавляя серого.

9.Продолжайте заполнять квадраты, варьирую светлоту и насыщенность цвета.

В конце работы закрасьте несколько квадратиков дополнительного цвета, он придаст звучности изделию.

sostavnye-cveta-ris-2.jpg

Рис. 2.

И. А. Перелешина предлагает тоже подобное упражнение по лессировке красителями. И данное упражнение она закрепляет в рисовании пейзажа. Представьте: сумерки, небо еще светиться нежно-голубым сиянием, на его фоне темнеют очертания холмов и пригорков, в низинах стелется белесый туман, деревья и строения на переднем плане сливаются в темные пятна. Такой пейзаж в романтичной лилово-голубой гамме также можно выполнить, используя технику скрытого резерва.

Слои краски   наносятся, начиная с самого светлого тона. В данном случае это нежно-голубое небо, которое можно обогатить мазками светлых оттенков розового и или лилового. Роспись ведется сверху вниз: вначале выполняется светлое небо (оно перекрывает участок второго плана), а после высыхания, бесцветным резервом наносится контур холмов. Холмы свело - синей краской.

Линии, разделяющие цепочки холмов и пригорков, нельзя наносить все сразу – тогда пропадет эффект скрытого резерва. Их следует выполнять только после того, как будут наложены и высохнут предыдущие, более светлые слои краски. Выполняя холмы, краситель наносят вдоль верхней границы контура, постепенно высветляя цвет к нижней границе, это создаст иллюзию белесого тумана. Граница следующей цепочки пригорков проводится резервом после высыхания предыдущего слоя и частично его перекрывает, она окрашивается более темным оттенком, постепенно высветляясь книзу. Самыми темными оттенками синего и лилового цветов выполняются силуэты деревьев и строений на переднем плане.

На предложенном примере понятно, что, пользуясь этим приемом, желательно выстраивать цветовое решение на близких оттенках разной насыщенности, так как последующий слой краски, перекрывая предыдущий, смешивается с ним.

Техника скрытого резерва используется для выполнения условных композиций, например стилизованных цветов.

Можно остановиться на одном из вариантов цветосочетания: от светло-розового до пурпурного и фиолетового или золотисто-желтого через оранжевый до коричневого (рис.3). Следует по возможности контрастных сочетаний, чтобы при наложении цветов не получить грязных оттенков (рис.4).

cvetovoy-krug-ris-3.jpg

Рис. 3.

metod-lessirovki-ris-4.jpg

Рис. 4.

Анализ работ Синеглазовой (рис.1) и Прелешиной (рис.5) показывает несколько разный подход к работе со скрытыми контурами. Синеглазова предлагает перекрывать слой за слоем равномерным пятном цвета, контур  резерва наносится соответственно на каждый последующий слой (краситель обязательно должен быть предварительно высушен).

 

platok-ris-5.jpg

Рис. 5. И. А. Перелешина. Платок (скрытый контур, заливка градиент). 

nanesenie-risunka-6.jpg

Рис. 6. Кэролайн Эрл. Поэтапное нанесение контура бесцветным резервом. 

Часть  2. Анализ личного опыта при работе с детьми 3-го класса на уроках декоративно – прикладного искусства.

В качестве упражнения по лессировке цветом дети выполняли следующую композицию формата А4 в технике горячего батика. Я взяла для данной композиции именно горячий батик, потому что парафин кладется на ткань широкими масками и соответственно отчетливо виден контур мазка. Каждый последующий слой краски не мешает увидеть изменения оттенков цвета при их наложении друг на друга.

Упражнение следующее:

1. На еще белый фон ткани наносится несколько мазков резерва, в данном случае растопленного парафина. Парафин довольно быстро схватывается коркой.

2. Теперь можно наносить первый слой светлой желто-оранжевой краски. Ждем когда ткань высохнет.

3. Затем опять наносим мазками резерв. Сушим.

4. Наносим более темный краситель. Цветовую гамму лучше строить из родственных цветов, чтобы не получить грязный оттенок. Сушим.

5. Опять наносим резерв. Сушим.

6. Снова наносим более темный оттенок.

7. Итак, можно продолжать до черного цвета. Так как черный не перекроешь ничем.

На данном примере (рис.7) отчетливо видно изменение насыщенности цвета. Резерв в данном примере читается не как ограничивающая линия, а как цветовой акцент (пятно) создающий абстрактную композицию.

 platok-ris-7.jpg

Рис. 7. М. ВИпатова.  Абстрактная композиция. Горячий батик. 

panno-ris-8.jpg

Рис. 8. И. А. Перелешина. Панно. Горячий батик.

Горячий батик (рис.8) древняя и очень красивая техника с очень богатыми изобразительными возможностями. Но, в большинстве случаев кабинеты ДПИ в художественных школах не имеют возможности работать с горячим батиком, так как для того чтобы растопить парафин или воск нужны нагревательные плитки. Это опасно в работе с детьми. Помимо этого воск нужно наносить быстро, чтобы он не успел высохнуть схватиться на кисти, а на работах большого формата это слишком сложно для детей.

Поэтому потренировавшись  в наложении цвета на цвет на маленьком формате. Мы с детьми приступили к следующей работе, где стали работать в технике холодного батика и использовать готовый резервирующий состав.

На уроках дети в основном пользуются красками и резервами российских фирм «Гамма», «Декола». В технике батика со скрытыми контурами лучше пользоваться парозакрепляемыми красителями, они не оставляют разводов при последующих наложениях цвета.

В качестве темы для следующей работы мы взяли пейзаж с горами (рис.9и рис.10). Работа ведется сверху вниз.

1.Сначала покрываем светло – синим оттенком примерно половину площади расписываемой ткани. Это будут небо и горный массив. Можно довить несколько капель воды , тогда получаться мягкие облака на небе или добавить другого оттенка, цвета смешаются и получаться интересные цветовые разводы по небу (например, эффект заката). Ткань сушим. Можно воспользоваться феном.

2.Затем наносим бесцветным резервом верхнюю кромку гор. Даем резерву высохнуть естественным способом, для того чтобы он хорошо пропитал ткань и последующий слой краски не перешел границу резерва. Резерв должен полностью слиться с цветом фона.

3.Следующим этапом наносим горы. Следим за тем, чтобы новый слой краски располагался только по одну сторону резерва. Иначе резерв проявиться и эффект натуральности пропадет. Даем полностью высохнуть.

4.Наносим следующую линию резерва. Резерв наносим по нижней границе гор. Опять же он должен слиться с цветом гор. Даем ему время высохнуть.

5. В нижней части композиции можно сделать либо водную гладь, либо луг. Зависит от фантазии ребенка.

6.Наносим соответствующий композиционной задумке краситель. Сушим работу.

Работу можно считать завершенной.

zarevo-ris-9.jpg

Рис.9. Аваева Зарина 12 лет. «Зарево». 

gde-to-vysoko-v-gorah-ris-10.jpg

Рис. 10. Симоненкова Елизавета, 13 лет. «Где-то высоко в горах».

 

Часть 3. Общие замечания при работе со скрытыми контурами в технике холодного батика.

1. Резерв должен наноситься на заготовленный под него фон.

2. Краситель можно наносить только с одной стороны резерва.

3. Новые слои краски и новые линии резерва можно наносить только по сухой краске.

4. Красители лучше использовать парозакрепляемые.

5. При работе, построенной на родственных цветах, каждый последующий слой перекрывает предыдущий.

6. При работе, построенной на контрастных цветах, нужно внимательно следить за количеством красителя на кисти. Чем больше размер кисти, тем больше красителя кисть впитает в себя. И тогда уже резерв наноситься по внутренней стороне цветового пятна. При нанесении резерва нужно внимательно следить за тем, чтобы он не вышел за границу цветового пятна, т. е. не покрыл белую незакрашенную ткань.

7.  Если краситель случайно все же оказался за границей резерва, то его можно при помощи ватной палочки, слегка смоченной водой, размыть.

При помощи соли можно создавать и красивые разводы, и также можно удалять излишки красителя с поверхности ткани.

 

Заключение. 

Познакомившись с техникой скрытого контура в батике, дети смогут значительно расширить свои творческие возможности. Данная техника позволяет сочетать живопись с декоративностью. Выполняя предложенные упражнения дети смогут потренироваться в нанесении резервирующего состава, в послойном наложении красителей, а в дальнейшем составлять свои творческие композиции. Можно уже пробовать сочетать разные техники, составлять более сложные композиции, импровизировать. Важно лишь соблюдать определенные правила, о которых сказано выше! 

 

Примеры работ: 

kuvshinki-ris-11.jpg

М. В. Ипатова. Кувшинки. Смешанная техника.

kavkaz-ris-12.jpg

Горякова Екатерина, 13 лет. Кавказ.