Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись»

Пояснительная записка к дополнительной предпрофессиональной

 общеобразовательной программе «Живопись»

 

I. Общие положения.

1.Настоящая программа разработана на основании приказа от 13.12.2011 Министерства культуры Российской Федерации об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе

В соответствии с пунктом 91 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 30, ст. 3808; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 52, ст. 6441, 6450; 2010, № 19, ст. 2291; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793; № 23, ст. 3261; № 27, ст. 3871; № 27, ст. 3880; № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 41 (ч. 1), ст. 5636.)  

1.2. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

1.3. Программа «Живопись» обеспечивает сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. Программа «Живопись» ориентирована на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном  процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати  лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, увеличен на один год.

1.6. МБОУДОД «ДХШ» имеет право реализовывать программу  «Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе «Живопись» МБОУДОД «ДХШ» проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.

1.8. Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной образовательным учреждением МБОУДОД «ДХШ» на основании ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

II. Используемые сокращения

В пояснительной записке МБОУДОД «ДХШ» используются следующие сокращения:

программа «Живопись» – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»;

ОП – образовательная программа;

ОУ – образовательное учреждение;

ФГТ – федеральные государственные требования.

III. Требования к минимуму содержания программы «Живопись» 

3.1. Минимум содержания программы «Живопись» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-творческих и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

- знания терминологии изобразительного искусства;

- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

- умения создавать  художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

- навыков подготовки работ к экспозиции;

в области пленэрных занятий:

- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;

в области истории искусств:

- знания основных этапов развития изобразительного искусства;

- умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;

- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

3.3. Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области живописи:

- знания классического художественного наследия, художественных школ;  

- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;

- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

в области пленэрных занятий:

- знания о закономерностях построения  художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

 - умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;

в области истории искусств:

- знания основных произведений изобразительного искусства;

- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;

- навыков восприятия современного искусства.

IV. Структура программы «Живопись»

4.1. Программа «Живопись» определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении МБОУДОД «ДХШ». Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.

Программа «Живопись», разработанная МБОУДОД «ДХШ» на основании ФГТ, содержит следующие разделы:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися ОП;

учебный план;

график образовательного процесса;

программы учебных предметов;

систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;

программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности МБОУДОД «ДХШ».

Разработанная МБОУДОД «ДХШ» программа «Живопись» обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения программы «Живопись» в соответствии с ФГТ.

4.2. Учебный план программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет с дополнительным годом обучения к ОП, предусматривает следующие предметные области:

изобразительное творчество;

пленэрные занятия;

история искусств

и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет с дополнительным годом обучения к ОП, общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2208 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Художественное творчество:

УП.01.Рисунок – 660 часов,

УП.02.Живопись – 594 часа,

УП.03.Композиция станковая – 429 часов;

ПО.02.История искусств:

УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа,

УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 227,5 часа;

ПО.03.Пленэрные занятия:

УП.01.Пленэр – 140 часов.

Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части разработаны ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании МБОУДОД  «ДХШ» вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учтены исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

В.00.Вариативная часть:

В.01. Скульптура – 132ч.

В.02. Цветоведение – 66ч.

В.03. Основы дизайна – 82,5ч.

В.04. Компьютерная графика – 99ч.

В.05. Керамика – 66ч.

В.06. Роспись по дереву – 66ч.

В.07. Батик - 66ч.

В.08. Резьба по дереву – 66ч.

В.09. Графическая композиция – 99ч.

В.10. ДПИ 6 класс – 66ч.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 4.3. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана составляет 13,5 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ). 

V. Условия реализации программы «Живопись» в МБОУДОД «ДХШ»

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности МБОУДОД «ДХШ» создаст комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;

организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления ОУ.

 5.1. Юридическое обоснование функционирования учреждения.

Деятельность МБОУДОД «ДХШ» регламентируется:

  • Законом РФ  «Об образовании»;
  • Положением об учреждениях дополнительного образования;
  • Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 года;
  • Приказом Минобразования РФ от 13.12.2011 года  « Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофесиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе»;
  • Уставом школы;
  • Локальными актами (см. приложение 1).

 5.2. Продолжительность учебных занятий.

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в 1 - 4 классе составляет 39 недель в пятом и шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33 недели.

 5.3. Каникулы.

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет летние каникулы устанавливаются: с первого по пятый классы – 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 5.4. Пленэрные занятия.

МБОУДОД «ДХШ» обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной недели в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.

 5.5.Численность групп.

 Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых  занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

 5.6. Индивидуальный учебный план.

 Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

 5.7.Учебно-методическая документация.

Программа «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

К учебно-методической документации относятся:

  • Рабочая программа предмета
  • Календарно-тематический план предмета
  • Планы занятий
  • Дидактический раздаточный материал, наглядные пособия
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Положение об аттестации обучающихся в художественной школе
  • Положение о порядке выполнения дипломной работы
  • Положение о классном журнале

 5.8. Самостоятельная работа.

 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими и художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

 5.9. Консультации.

         Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: при реализации ОП 108 часов со сроком обучения 5 лет с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

 5.10. Контроль успеваемости и аттестация.

Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости в МБОУДОД «ДХШ» используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных занятий, зачетов. Контрольные занятия и зачеты могут проходить в виде выполнения творческих работ, письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны МБОУДОД «ДХШ» самостоятельно на основании ФГТ. МБОУДОД «ДХШ» разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. ( Приложение №) Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разработаны  и утверждены ОУ самостоятельно.

Фонды оценочных средств полно и адекватно отображают ФГТ, соответствовуют целям и задачам программы «Живопись» и её учебному плану. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства.

По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся выставляются и по окончании четверти как за контрольную работу.

5.11. Итоговая аттестация.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются МБОУДОД «ДХШ» на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1)    Композиция станковая;

2) История изобразительного искусства.

По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам и критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ разрабатываются  ОУ самостоятельно (приложение № ).

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;

знаниезакономерностей построения  художественной  формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;

навыки последовательного осуществления работы по композиции;

наличие кругозора в области изобразительного искусства.

 5.12. Библиотечные фонды.

Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Живопись». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «История искусств» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

 5.13. Характеристика педагогических работников.

Педагогическую деятельность осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из 13 педагогических работников: преподаватели – 10 человек; администрация (директор и  заместители директоров) – 3 человека. Среди них:

высшее образование имеют 12 педагогов, среднее специальное – 1 педагог;

высшую категорию имеют 6 педагогов, первую категорию – 5 педагогов, вторую категорию – 2 педагога, без категории преподавателей нет.

  • 2 педагога награждены Нагрудным знаком «Лучший работник культуры Смоленщины».
  • Кульцова Г.Д. имеет звание «Ветеран труда» с 2008 г.

 5.14.Учебный год и условия профессионального роста для педагогических работников.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается прохождением курсов повышения квалификации в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники МБОУДОД «ДХШ» осуществляют творческую и методическую работу.

МБОУДОД «ДХШ» создаёт условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических технологий. 

 5.15. Материально-технические условия.

 Материально-технические условия реализации программы «Живопись» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.

Материально-техническая база МБОУДОД «ДХШ» соответствовует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • выставочный зал,
  • библиотеку,
  • мастерскую резьбы по дереву;
  • мастерскую керамики и скульптуры, имеющую необходимое      оборудование для работы с глиной, 2 муфельных печи для обжига;
  • учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий:

-6 кабинетов для рисунка, живописи, композиции, оборудованных столами, мольбертами, досками;

-1 кабинет компьютерной графики, оборудованный пятью персональными компьютерами с соответствующим программным обеспечением;

-1 кабинет декоративно-прикладного искусства;

-2 кабинета для подготовительной группы;

-1 кабинет истории  изобразительного искусства, который оснащён видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлен наглядными пособиями.

 Художественная школа  имеет натюрмортный фонд  (гипсы, драпировки, муляжи овощей и фруктов, муляжи животных и птиц, посуда, вазы и др.).

Каждый кабинет оснащён учебно-методическими пособиями для проведения занятий. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.